Принятие решений относительно применения усвоенных навыков

Даже если ваш ребенок уже усвоил большинство (или даже все) основные навыки самообслуживания и теперь умеет оде­ваться и опрятно выглядеть, он все еще может рассчитывать, что вы укажете ему, что он должен сделать. Только вы подадите ему сигнал, когда, к примеру, нужно начать выполнять опре­деленное действие... или заканчивать его и начинать другое. Только вы, возможно, можете решить, подходит ли клетчатая рубашка (которую он умеет надевать) к полосатым брюкам (ко­торые он тоже умеет надевать)?

В этой части главы рассказывается о том, что вам нужно делать, чтобы повысить качество демонстрируемого ребенком умения ухаживать за собой. Наша задача — научить ребенка принимать решения, а для этого ему необходимо научиться за­давать себе четыре вопроса и самому отвечать на них. Вопросы таковы:


1. Когда мне нужно применить этот навык?

2. Какие материалы мне для этого понадобятся?

3. Какой шаг нужно сделать сначала и какой потом!

4. Когда можно будет считать, что работа закончена и закончена хорошо?

Недавно один знакомый папа рассказывал, как он гордит­ся своей дочкой, которая научилась выполнять все действия, составляющие умение надевать свитер. («Наконец, она научи­лась это делать».) Когда мы попросили его внимательнее про­анализировать то, что делает его дочь, он скоро понял, что «вы­полнение действий, составляющих умение» не означаетещесамостоятельного владения соответствующим умением.

— Мне приходится напоминать ей, когда нужно надеть свитер. (Когда мне нужно применить этот навык?)

— Я помогаю ей выбрать свитер, который подошел бы к остальным предметам ее одежды. (Какие материалы мне для этого понадобятся?)

— Если я разложу для нее свитер так, чтобы она смогла начать, она сумеет лучше сделать это. (Какой шаг нужно сделать сначала и какой потом?)

— Мне приходится проверять, все ли она сделала пра­вильно. Она забывает поправить свитер сзади. (Когда можно будет считать, что работа закончена и закончена хорошо?)

Хотя его дочь более или менее разбирается в том, как наде­вать свитер, владеет она этим умением еще недостаточно са­мостоятельно. Ей пока требуется слишком много папиных ука­заний. Если папа хочет, чтобы она научилась самостоятельно владеть этим и другими умениями, ему необходимо сделать две вещи: 1) немного отстраниться от того, что происходит — све­сти к минимуму свои подсказки; и 2) заменить ответы (как разрешить проблемы, возникающие у дочки) вопросами о том, как она будет выполнять действия, за которые нужно взяться.

Первый пункт достаточно очевиден. Если родители собира­ются всегда быть рядом с ребенком и помогать ему, они никогда не узнают, что он сможет сделать сам. И хотя поначалу это бу­дет трудно, отказывать ребенку в помощи, кроме самой необхо­димой, безусловно нужно.



Второй пункт, возможно, станет понятным не сразу, но именно он поясняет, каким должен быть самый эффективный путь повышения степени самостоятельности ребенка. Подумайте о той помощи, которую вы оказываете ребенку, разрешая его проблемы. Реальная же проблема в большинстве случаев состоит в том, что ребенок не знает, какие вопросы задать. Если бы он мог точно выбрать вопросы, найти ответы было бы не очень трудно.

Поэтому наша задача заключается в том, чтобы научить вас помогать ребенку по-другому. И если вы, как инструктор, сумеете стать чуть-чуть иной, у вас появятся шансы научить ребенка большей самостоятельности. Секрет достижения эффекта - меньше отвечать и больше спрашивать.

Задаем вопросы Мама: «Собираешься на танцы? Что нужно сделать в первую очередь?» Кэти: «Принять душ, почистить ногти Мама: «Что еще?» Кэти: «Ах, да, причесаться.» Мама: «Так. Аволосы у тебя чистые?» Кэти: «Не очень. Я помою голову». Мама: «(На минутку замолкает, думая о материа­лах) Что тебе для этого понадобится?» Кэти: «Шампунь, полотенце и... фен». Немного позже Мама: «Ты совсем готова?» Кэти: «Да». Мама: «Посмотрись в зеркало. Как ты выглядишь?» Кэти: «Лицо чистое и волосы причесаны». Мама: «Что еще? А как ногти?» Кэти: «С ними все в порядке». Мама: «Прекрасно! Ты выглядишь просто замечательно!»


Обратите внимание: мама не говорит и не показывает Кэти, что делать, она только задает вопросы. И скоро Кэти научится сама задавать себе вопросы. Это будет означать,что она встала на верный путь — путь к самостоятельности.

Рассмотрим подробнее каждый из четырех главных вопро­сов, касающихся умения принимать решения относительно применения усвоенных навыков.


3155485849210724.html
3155529631360418.html
    PR.RU™